На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

О русском менталитете..

 

Кому то эта статья покажется спорной, а кто то, возможно, узнает в перечисленном родные для себя черты :)
Но тем не менее, прочесть стоит.
Нет-нет, автор очень любит Россию и верит в нее. Уже долгие годы занимается образованием, просвящением, автор многих публикаций. А вот такова его характеристика русского менталитета.

Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, его задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Я - в целом, согласна, а некоторые пункты вызывают улыбку. Знакомимся )

 

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

 

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления.
Россияне — не обязательно русские.
Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими.
Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.
 
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны.
Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.
 
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований.
Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?
 
1. Соборность, примат общего над личным:
«мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут».
Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.
 
Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе.
«Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде.
С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами.
А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
 
2. Стремление жить по правде.
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).
Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.
 
За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
 
3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность.
В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское».
Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
 
Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно.
Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
 
4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.
За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны.
Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое.
 
Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки.
На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
 
5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости.
На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости.
В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.
 
Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут.
Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги.
Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. :)
Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит.
И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!
 
6. Любовь к спорам.
В русском общении традиционно большое место занимают споры.
Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим.
Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.
 
Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.
 
При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту.
Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
 
7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь».
При этом его личная позиция — безответственная:
«Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду».
Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
 
8. Принцип «не высовывайся».
В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ.
Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие.
В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
 
9. Привычка к воровству, мздоимству и обману.
Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно.
Принцип — «не украдешь — не проживешь».
Александр I:
«В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…»
Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».
 
При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
 
10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве.
Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде.
Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
 
11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом.
Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. :)
«Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
 
12. Место гуманизма у нас занимает жалость.
Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных.
По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам.
Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.
 
 
 

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

 

Картина дня

наверх