На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

Обыденные вещи или замкнутый жизненный круг.

Современный человек  относится к сказке, как...к СКАЗКЕ, то есть, к тому, ЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ))) Однако, были времена, когда она служила руководством к действию в повседневной жизни людей.

В это, конечно, верится с трудом. Ну, в самом  деле, кто будет давать жениху целую серию трудных задач, способных превратить сватовство в сражение " не на жизнь, а на смерть"? Или после свадьбы устраивать невесткам настоящий экзамен, как в сказке о Царевне-лягушке? Помните: царь требует от невесток за одну ночь испечь каравай белый да пышный, а в другую ночь соткать ковер из шелка и золота.

И печет Царевна-лягушка чудо-каравай, изукрашенный узорами мудреными: по бокам -- города с дворцами, садами да башнями, сверху -- "птицы летучие", снизу -- "звери рыскучие". А уж ковер и вовсе на диво вышел -- целый мир сотворила на нем умелая искусница !
 
Или сказка "Морской царь и Василиса Премудрая": в ней уже Иван-царевич должен по велению морского царя за одну ночь поле вспахать, рожь посеять, да чтобы за ночь выросла она так высоко, чтобы галка могла схорониться, "да чтобы все вызрело, да муку смололи, да хлебы выпекли"; в другую ночь должен он построить дворец и мост хрустальный, чтоб "к рассвету на седьмой версте на море стояло царство золотое, и чтоб оттуда до нашего дворца сделан мост золотой" .
 
  Ясно, что без волшебства герои с такими непростыми заданиями не справляются. Но даже в тех случаях, когда героиня сказки просто на продажу ткет полотно и потом шьет рубашки всем на удивление, делается это за одну ночь и приводит к ИЗМЕНЕНИЮ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ. При этом созданная вещь ПРОХОДИТ ПОЧТИ ПОЛНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. То, что в жизни требует длительного времени, порой не подваластного человеку, в сказке спрессовывается -- начало и конец сближаются до одной ночи, дня, иногда суток, и... происходят чудеса, КАЗАВШЕЕСЯ НЕРЕАЛЬНЫМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ!

А теперь вернемся из сказки в реальность. В Москве существуют три Обыденных переулка. Название свое они, как оказывается, берут от церкви во имя Ильи-пророка, или Ильи обыденного.   Если мы поинтересуемся историей, то в летописи найдем следующую информацию: "...в 1612 году князь Дмитрий же Михайлович с своей стороны ста у Москвы-реки, у Ильи Обыденного". Тогда это была деревянная церквушка, сейчас стоит каменный храм 18 века. Откуда такое странное название -- Илья Обыденный? Обыденный -- заурядный, будничный, повседневный? Или, все-таки, наши предки, возводившие храм, придавали этому слову иной оттенок смысловой нагрузки? Попробуем переставить ударение на один слог: "Обыдённый" -- и смысл меняется. В толковом словаре Даля найдем значение: " однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный". Как известно из исторической справки, храм действительно возвели за один день, уповая на чудо, в надежде прекратить жестокую и длительную засуху, которая свирепствовала в конце 16 века.     В те давние времена верили, что ЗАМКНУТЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЛАДАЕТ ОСОБЫМИ СВОЙСТВАМИ, ОСОБОЙ СИЛОЙ. На Руси были распространены особого рода житийные фольклорные произведения --  песни, --связанные с полной мучений жизнью на земле льна, конопли ( будучи студенткой  института собирала и записывала их  во время музейно-фольклорной практики в Лухском районе Ивановской области, славившимся возделыванием и обработкой этих культур).Помните: "А мы просо сеяли, сеяли..." или "Уж я сеяла, сеяла ленок..." ?    
По свидетельствам очевидцев, пока вставшие в хоровод девушки пели песню, кто-то в середине круга изображал весь жизненный цикл льна от посева до изготовления из него изделий: лен "мучили, мяли , драли, топтали, сучили, пряли, ткали и т.д." Такие песни, по представлениям людей, могли прекратить засуху, вызвать дождь, хороший урожай льна. В некоторых местностях те же песни известны, как заговоры от болезни, как заклинания, отгоняющие злые силы, мор, и, наконец, как календарные обрядовые песни.Магия завершенного жизненного цикла растений и вещей лежала  в основе целого ряда  ритуальных и обрядовых действий. К ним, в первую очередь , относится изготовление обыденных предметов: рубах, полотенец, крестов, церквей. Остатки этих обрядов сохранились в российской глубинке и в наше время. Используются они, согласно описаниям,  так: все происходит в глубокой тайне. Несколько девушек или пожилых женщин собирались ночью в одной из изб деревни ближе к окраине, каждая приходила с куделью льна. Они дружно, но в глубоком молчании принимались за работу: пряли лен, сновали основу, ставили кросна и ткали полотно. Когда полотно было готово, все жители выходили за деревню и обходили ее кругом. После этого на том месте, с которого ход начинался, раскладывали небольшой костер из лучинок или щепок, принесенных с каждого двора. И  пока две девушки держали полотно над огнем, все жители проходили через эти " ворота" и проносили детей и больных. Изготовленное полотно могли прибить к дороге, со стороны которой ждали болезни или мор, нашествие ворогов. По нему проходили все жители, прогоняли скот. Затем полотно сжигали в том же огне вместе с орудиями труда, потребовавшимися для его изготовления, так что от него не оставалось никаких следов --полотно было таинственным образом изготовлено и так же таинственно исчезало.   Перед войной или призывом в армию таким же способом изготавливалась обыденная рубаха: все, уходившие из деревни мужчины по очереди одевали ее на себя, оставляя на себе ее защитные свойства.А потом рубаха сжигалась.  
Существовал также обычай строить обыдённые деревянные церкви. Как и при изготовлении обыденных холстов, рубах, при возведении церквей важна была полнота и завершенность технологического процесса возведенного храма, на который проецировался  закольцованный жизненный цикл. Его "спрессованность" во времени придавала  необходимую сакральность и магическую силу  действу. Изготовление обыдённого полотна начиналось с сучения пряжи и кончалось ткачеством, а строительство обыдённого храма начиналось рубкой деревьев в лесу и заканчивалось его освящением и службой в нем.   Все, что было создано подобным образом, обладало необыкновенной чистотой, так как почти не сходило с рук человеческих за все время производства и ничто грязное не успевало осесть на изделии. И в силу своей чистоты оно обладало способностью взять на себя все зло.   В этих обрядах в той или иной форме отображалась в спрессованном виде вся жизнь человеческая, жизнь животного, растения,  от его рождения до ухода в мир большинства. То есть, выражена магия завершенного жизненного круга, его полноты, его воспроизведение в ритуально ограниченном, коротком отрезке времени. Необходимо было слить начало и конец работы в этом временном промежутке. Это  была попытка людей управлять своей судьбой, попытка упорядочить ее, мир, попытка привести жизнь в гармонию, осмыслить ее, как космическое явление.   Обряды эти почти исчезли в наши дни, остались лишь их отголоски. Но сказка каждый раз напоминает нам, что чем меньше времени пройдет от момента начала изготовления вещи до ее завершения, тем больший энергетический потенциал она будет нести на себе, ведь сработает магия сближения начала и конца жизненного цикла, меньше у творцов вещи будет сомнений, чище будут помыслы. А, значит, последует успех в жизни 

 

Картина дня

наверх