На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

св.Николай Чудотворец, моли Бога о России!

Спецрейсом из итальянского города Бари в Москву доставили мощи святителя Николая Чудотворца, которые в столичном аэропорту Внуково встречали верующие и почетный караул.

В храме Христа Спасителя мощи пребудут до 12 июля, а с 13 июля по 28 июля — в Санкт-Петербурге.

Отмечается, что святыня впервые покинула город Бари, где хранится уже 930 лет. Кроме того, мощи Николая Чудотворца впервые выставят на всеобщее обозрение, поскольку в Бари они хранятся в замурованной гробнице под мраморной плитой весом более 30 тонн.

Далекий близкий Бари

Паломничество из России к мощам святителя Николая началось еще в XV веке. Многие русские приезжали в Бари и в XVIII веке. А в XIX веке паломничество это стало всесословным: поклониться святому приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры, и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода "книга отзывов" наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей.

К 300-летию Дома Романовых был задуман огромный проект: паломническая гостиница в Бари и храм при ней.

В мае 1913 года был заложен первый камень подворья. И даже с началом Первой мировой войны строительство его не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари — с лифтами и центральным отоплением. Но тогда этот духовный центр оказался не востребован, и храм не был освящен. Освятил его уже в 2004 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний патриарх.

Лишь в конце 1980-х – начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Окончательно вернуть подворье Русской православной церкви удалось лишь в 2008 году не без усилий президента РФ Владимира Путина: в 2007 году он сам провел переговоры с итальянскими властями.

Любимый русский святой

Без преувеличения можно сказать, что Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского на Руси знали всегда — задолго до Киевского Крещения и даже до образования Древнерусского государства. Причем, почитали не просто в сонме иных святых христианской Церкви, а всегда как первого и любимого покровителя и заступника земли Русской, скорого и милостивого помощника всем прибегающим к его защите.

Как это ни покажется странным, но именно архиепископ Мирликийских Николай, живший в IV веке и никогда не бывавший в пределах будущей России, без сомнения, является самым русским из всего сонма почитаемых в России святых.

В Киеве еще в IX веке христиане, в основном греки, имели свою церковь. Летопись преподобного Нестора свидетельствует, что в Киеве в 882 году была построена церковь во имя Святителя Николая на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая. Как известно, Аскольд был убит новгородским князем Олегом — язычником. Это первое письменное известие об Угоднике Божием Николае в нашей стране.

Известно и то, что мать основателя русского общежительного монашества преподобного Феодосия Печерского постриглась в иночество в женской обители Святителя Николая, уже в те годы существовавшей на Аскольдовой могиле.

Древнейший образ Святителя Николы на Руси обнаруживаем в Софии Киевской. Известен он под именем «Мокрого».

Письменными источниками впервые зафиксировано чудо от Святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название "Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани".

В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул.

Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына.

С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

Старинная фотопечать с чудотворного образа Николы Мокрого, находившегося до революции в приделе Киево-Софийского собора. Датируется XI веком. Икона находилась в небольшом киоте в Никольском приделе до 1943 г. Памятник пропал во время Второй мировой войны, вероятно, вместе с коллекциями из Киево-Печерской лавры.

Особо зримо возрастала помощь Николы Чудотворца русскому народу в годы смут и вражеских нашествий. «За грехи наши Бог наказывает нас врагами», — всегда говорила в подобных случаях Русь и тотчас вслед за бедствием обращалась внутрь себя, испытывала себя и очищала от внутренних недугов.

Одним из первых таких испытаний было нашествие на Киевскую Русь степняков- печенегов. Древние предания в назидание нам и для славы Чудотворца рассказывают следующее. Жил в то время благочестивый киевлянин по имени Добрык, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю. Был у Добрыка в плену знатный половчанин.

Вот и предложил господин пленнику своему отпустить его домой за выкуп, который он из дома своего и принесет. А чтобы дело было без обмана, велел половчанину поклясться у образа Святителя, что пленник с выкупом в скором времени вернется. Обещал язычник, что все исполнит, но в сердце затаил другое.

Он смеялся над своим господином и над Святителем Николаем: «Нет ума в этом русине! Отдал меня на поруки образу какого-то Николая. Что этот Николай может мне сделать? Сейчас уйду и ни я его больше не увижу, ни он меня. Не принесу ему выкупа и не боюсь я его поручительства».

Что же Святитель? Скоро по возвращении половчанина в свою землю он явился к нему и напомнил о его обещании:

- Не я ли поручился за тебя? Что же ты медлишь? Иди и неси, если не хочешь беды.

Половчанин подивился видению, но не придал ему значения. Через несколько дней он вдруг упал с коня и услышал вновь:

Не велел ли я тебе отдать выкупа? Пожалей себя и отдай, если не хочешь худшего.

Собрался уж было половчанин ехать, но за нечестивой жизнью своей вновь перестал о том думать. И вот, однажды собрались половецкие князья на пир и на том пиру на глазах у всех невидимая сила принялась должника- половчанина кидать, ломать и корчить, ко всеобщему ужасу, и все разбежались.

Не предупреждал ли я тебя, что будет хуже? — внушал неверному Чудотворец. — Тот христианин с теплой верою обратился ко мне и возложил на меня всю надежду свою, а ты, безумный варвар, возгордился и не побоялся суда Божия.

Узнали о том и родные половчанина:

Кто может быть так безумен, как ты? — сказали они. — Не без ума же ты был отдан Богу русскому на поруки.

Не Самому Богу, а святому Его Николаю, — заметил половчанин.

Это кому, если не Богу? Или ты не знаешь, что Бог русский дивные чудеса творит не только Сам, но и через святых Своих? — ответили родные и пригрозили, что уйдут от него, если он не отдаст выкупа.

Теперь уже не нужно было побуждать половчанина. Едва оправившись от побоев, велел он, кроме долга, отделить еще часть от громадных стад своих в дар Святителю Николаю.

Так Святитель выполнил поручение доброго христианина и распространил славу Божию в племенах варварских. Церковь же, построенную на вклад половчанина, в народе прозвали «Никола Добрый».

Икона из церкви «Николы Доброго»

Таково древнейшее чудо покровительства Святителя русским людям в их столкновениях со своими врагами.

По велению Угодника Божия в 1225 году пресвитер греческий Евстафий из Корсуня приносит в город Красный, будущий Зарайск, в область Рязанскую, образ Святителя Николая.

Это первая икона Николы Чудотворца на Русской земле. Образ этот берег и утешал Рязанскую землю, первой подвергшуюся нападению в годы страшного Батыева нашествия. Из истории мы помним, что принявший из рук пресвитера Евстафия святыню юный рязанский князь, благоверный Феодор, погибнет в ставке Батыя как исповедник и мученик за Христа. Когда нечестивый Батый пожелал к себе жену Феодора, князь с негодованием ответил ему:

Нехорошо нам, христианам, приводить к тебе, безбожному царю, жен своих. Когда нас одолеешь — все твое будет.

Конечно, таких смелых слов лютый Батый простить князю не мог. Жена же святого Феодора, красавица Евпраксия, узнав о гибели мужа, спасаясь от татарского пленения, вместе с малым сыном своим кину­лась из окна высокого терема и убилась насмерть.

В память о том и го­род стал называться Заразом или Заразском, позже — Зарайском (зараз по-славянски означает ушиб, удар. — Прим. авт.). От имени города произошло и название образа Святителя — «Никола Зарайский».

Никола Зарайский, с житием в 14 клеймах, Начало XIV в.

Позже от этого образа произойдут еще многие чудеса и исцеления. Дошедшие до нас памятники и предания говорят нам, что предки наши в то страшное время сильно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного монголами имени христианского.

Одним из первых примеров милосердия Святителя к нашему отечеству является чудотворный резной образ Николы Можайского (XIV в.).

Название свое он получил от города московского княжества Можайска, Никольский собор которого и сам город Святитель чудесно защитил от врага. Осадившему Можайск ордынскому отряду вдруг ночью на воздухе явился Святитель Николай в грозном обличий, с мечом в одной руке и с храмом, защищенным крепкой стеною, — в другой. Неприятель так был устрашен этим видением, что снял осаду и с позором бежал.

Тогда-то и изготовили благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его помощь. В память этого чудного явления и сам образ называется явленным. Мы хорошо знаем его по многочисленным копиям и спискам, многие из которых чудотворны.

Замечательной иллюстрацией помощи Святителя Николая не русскому, а правому является следующее предание, тем более любопытное, что сохранилось оно для нас в «Записках о Московии» известного путешественника и дипломата барона Герберштейна.

У него, как иностранца, не было оснований писать с пристрастием о почитании на Руси Николы Чудотворца. Просто оно было очевидным для него.

Некто Михаил Кизалецкий, муж знатный и храбрый, в одном сражении преследовал татарского мурзу. Увидев, что татарин ускользает, он воскликнул громко: «Николай, доведи меня до этого человека!»

Татарин же, услышав это, в страхе вскричал: «Николай, если он твоей помощью нагонит меня, то этим ты не сделаешь никакого чуда. Если же ты сохранишь невредимым меня, чуждого твоей веры, тогда велико будет имя твое!»

Говорят, — пишет далее Герберштейн, — что лошадь Михаила остановилась, а татарин спасся. И после того он при жизни своей каждый год приносил в дар Николаю несколько мер меду за свое спасение и столько же мер — Михаилу, а сверх того еще и меховую одежду.

Этот рассказ неправославного человека напоминает нам чудо с половчанином и лучше всего свидетельствует о славе Святителя, распространявшейся даже среди язычников.

С именем Святителя Николая, безусловно, связаны все важнейшие события истории России.

Во время похода великого князя московского Димитрия Ивановича на Мамая образ Святителя чудесно явился ему над засохшим деревом.

Икона "Явление иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому"

Увидев икону во всей славе ее, великий князь воскликнул: Сия вся угрета (согрело) сердце мое.

После победы благоверного князя Димитрия Донского над Ордой на этом месте возник знаменитый Николо-Угрешский монастырь.

С именем Святителя связано и официальное окончание татаро-монгольского ига. После явления Николая Чудотворца жене государя Ивана III Софии Палеолог она сумела добиться выселения из Москвы последних представителей ханской администрации, а на месте их дома ею в скором времени был выстроен Никольский храм.

«Степенная книга» в повествовании о покорении Иоанном Грозным Казанского ханства также рассказывает о чудесном явлении Николы Чудотворца перед решительным штурмом Казани одному воину-нижегородцу с повелением: «Иди, скажи царю, великому князю Ивану, да повелит он осенить воинство свое честным Крестом и священною водою окропити. Се бо предает Бог град Казань в руки его».

И в XVII веке, в период польско-литовской интервенции, когда разбойничьи отряды Сапеги и Лисовского отчаянно, но безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь, видели защитники обители неоднократно на стенах в период самых жарких схваток благословляющего русских иноков и воинов Святителя Николая.

След от польского ядра, ударившего в икону Святителя и не повредившего образа, можно и сегодня видеть на железной двери Троицкого собора Сергиевой Лавры.

Нет на каноническом пространстве Русской Православной Церкви епархии, в которой не существовал бы храм или монастырь в честь великого Чудотворца Николая. Нет храма православного и нет благочестивого дома, где бы не обнаружился на почетном месте образ Николы Угодника.

Начнем ли свой отсчет с севера на юг: от Никольской церкви в поселке Видяево, построенной в память погибшего экипажа подводной лодки «Курск», и до Ашхабадской женской обители Святителя Николая в жарком Туркменистане, или с запада — от величественного Санкт-Петербургского Никольского собора, от маленького ли храма Никольского на острове Залит и до восточных пределов Отечества нашего — до морской Никольской церкви города Владивостока, построенной в память о погибших моряках крейсера «Варяг», но не сочтем мы всех престолов и образов Чудотворца. Как не сочтем и не соберем всех чудес и деяний его, великих и малых, свидетельствующих об особом попечениии Угодника Божия о России, ибо: Никто не может их исчислить и рассказать о них, даже если бы много языков имел.

Интересно, что в русской религиозной культуре св. Николай воспринимается как «привратник», пропускающий в Царство Небесное, то есть получает роль, которая в западноевропейской традиции принадлежит апостолу Петру.

(Об этом как об удивительной особенности русского христианства сообщают многие иностранные путешественники. См.: Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. С.122–125.)

Эта особенность позволяет объяснить широчайшее распространение образов Николы на маленьких каменных, часто двусторонних, иконках, которые на Руси с древнейших времен носили на груди в особом мешочке в качестве защитного амулета и своеобразной реликвии.

Встречаются композиции, в которых эсхатологический символизм образа специально подчеркнут, как например, в иконках, где образ Николы окружают семь спящих отроков Эфесских, чудесным образом проснувшихся после трехвекового сна (в византийской традиции они символизировали пребывание в загробном мире и грядущее воскресение из мертвых).

Он почитался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник».

Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо "добр и милостив». Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»

Также распространены были надвратный образы Николая Чудотворца. Как, например, на Никольской башне Кремля.

Перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях.

И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна, ставши на колени, запел: «Спаси Господи…» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий.

Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой... В тот же день по распоряжению властей, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа».

На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!..» — флаг спал с Образа Чудотворца… В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом.

Находившиеся в башнях Кремля иконы Спаса Всемилостивого и Николы Можайского были замурованы в советские годы и считались безвозвратно утраченными. Однако во время реставрации они были вновь обретены.

Многие монастыри и храмы по всей России имели престолы, освященные в честь святого Николая. Именно поэтому часто встречаются древние выносные иконы и алтарные напрестольные кресты с изображениями на одной из сторон поясной или ростовой фигуры святителя.

В Москве более ста церквей были освящены в честь Николая Чудотворца.

Во время гонений на Церковь известны случаи, когда богоборцы были наказаны самим Святителем Николаем Чудотворцем.

Эта икона была написана знаменитым К.Р. – великим князем Константином Романовым, внуком Николая Первого и двоюродным дядей Николая Второго. На ней видны следы разруба – это попытка её уничтожения, предпринятая в 1918 году большевиками, но закончившаяся слепотой одного и параличом другого…

Помощь инородцам

Известно, что святой Николай Угодник помогает всем, кто с верою к нему обращается.

"Мужик с вокзала!!! Спаси меня!!!"

- кричал на грани смерти китаец (естественно на китайском языке), оказавшийся на льдине во время внезапно начавшегося ледохода.

Очевидцы рассказывали, что никаких шансов спастись и выбраться у бедняги не было. Но китаец продолжал отчаянно кричать: "Мужик с вокзала!!! Спаси меня!!!", потому что точно знал, что на вокзале в Храме, построенном русскими эмигрантами в Шанхае в честь Святителя Николая, всем, кто просит помощи, помогает Чудесный старец, имя которого китаец не знал, но в момент гибели вспомнил о случаях чудесной помощи всем людям этого Святого, любимого русскими.

На глазах у всех, кто находился на берегу и точно знал, что выбраться со льдины совершенно невозможно, китаец с криком "Мужик с вокзала!!! Спаси меня!!! ", вдруг стал приближаться к берегу, точно перепрыгивая со льдины на льдину, и, очень быстро добрался до людей, наблюдающих за ним, как будто у него выросли крылья.

Спасенный китаец и все, кто видел это чудесное спасение, стали Христианами...

И сегодняшнее прибытие мощей Святителя Николая Чудотворца в Россию – это знаковое событие.

Это – Помощь Небесная России, которая вновь окружена врагами, которая вновь противостоит неправде и ненависти, которая осталась последней надеждой христианского (и не только христианского) мира.

Святый Чудотворче Николае, моли Бога о нас!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх