На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

Апостол Серебряного века - Дм.Мережковский !

 

 

 

Я ПРОЧЁЛ У НЕГО "Юлиан Отступник" из трилогии

"Христос и Антихрист" и уже много лет живу в плену...

Мережковский Дмитрий Сергеевич 1866 - 1941 Россия (СССР) Русский публицист, писатель, предложивший религиозную эволюцию человечества. Жена – З.Н. Гиппиус, по свидетельству которой, они жили за «52 года, не разлучившись ни на один день». Дмитрий Мережковский начал писать стихи в 13 лет. Когда юноше было 15, отец организовал ему встречу с Ф.М. Достоевским: «- Я стихи Дмитрия Сергеевича не люблю, да и сам он их не любит... А когда-то, ещё гимназистом, он читал их знаете кому? - ? - Достоевскому. Достоевский слушал, лёжа на диване, закрыв глаза, больной, жёлтый, и сказал: «Страдать надо, молодой человек, - страдать, а потом стихи писать». А ведь правду сказал, а?».
«По окончании университета Мережковский намеревался «уйти в народ», сделаться сельским учителем (Н. М. Минский смеялся, дразнил Мережковского, держал пари, что этого не случится, и, конечно, выиграл).
В этом желании «уйти в народ» было много легкомысленного, но и искреннего. На формирование мировоззрения Мережковского оказали сильнейшее влияние обстоятельства его личной биографии. В год окончания университета умерла мать. «Смерть матери, болезнь жены и некоторые другие обстоятельства моей жизни были причиной того религиозного переворота, который я пережил», - вспоминал он позднее.
Мережковского часто упрекали в схематичности, книжности религиозных мыслей. Оправдываясь, он уверял, что происходит это только от слабости литературного дарования:: «Всё, что я говорю и думаю по вопросам религиозным идёт не от книг, не от чужих мыслей, а от моей собственной жизни, - всё это я пережил». Писательская страсть не пустила Мережковского в сельские учителя, и он заговорил о новых, еще «не открытых мирах впечатлительности» в стихах, литературной и литературно-критической прозе. «Мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» - вот, по его мнению, «три главных элемента нового искусства». .
В статье «О причинах упадка и о новых течениях в литературе...» он пошёл ещё дальше, объясняя своё учение о символизме со стороны не столько мистической (или эстетической), сколько религиозной:
«Чем свободное удовлетворение мистической потребности современного человека противоречит идеалам Михайловского, Глеба Успенского, Некрасова, идеалам любви к народу? Всему, что можно сказать против внешних форм, в которые облекался божественный идеализм, никто так не будет сочувствовать, как люди, стремящиеся к его возрождению. Но нельзя сказать, что мистическое чувство нераздельно и необходимо связано со своими ограниченными историческими формами. Только освободившись от них окончательно, приобретает оно для человечества то значение, какое должно и будет иметь. Один из глубочайших родников всемирной поэзии - любовь к народу - не может проистекать ни из какого утилитарного расчёта, ни из какой политико-экономической необходимости, а только из свободной веры в евангельскую святыню народа, только из божественного идеализма».
Именно такими словами богоискательская группа Мережковского выражала свои религиозные настроения (в 1893 году). С этого времени искусство и действительность, общественную мысль и поэзию она начала оценивать с точки зрения религии».
В начале XX века З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский в творческом сотрудничестве разработали концепцию «нового религиозного сознания».
Согласно концепции, на смену двум первым заветам (Ветхий завет Бога-отца и Новый Завет Бога-сына), должен прийти Третий Завет - Святого Духа
«завет Свободы вослед заветам Закона и Благодати».
В первом Завете (как считали Мережковские), «открылась власть Божья, как истина»; во втором - «истина, как любовь» в третьем и последнем - «любовь, как свобода».
Вся духовная история человечества мыслилась супругами как противостояние двух начал, двух «бездн»: «бездны плоти» и «бездны духа». «Бездна плоти» была ранее воплощена в язычестве, в античном культе героической личности – в «человекобожестве», пренебрегающем «духом».
«Бездна духа» – в историческом христианстве, в аскетизме, пренебрегающем «плотью»... Но оба начала несовершенны. Поэтому необходима, в соответствии с диалектической триадой Гегеля, «духовная революция» – синтез двух существующих «бездн», двух «правд». Это слияние возможно, по их мнению, лишь в будущей «новой Церкви»… «В самом начале 900-х годов возникло, не без непосредственного влияния Гиппиус, то движение в русском обществе, которое теснейшим образом связано с именем Д. Мережковского. Сущность этого движения состояла в призыве к религиозному возрождению и в проповеди неохристианства, христианства «апокалиптического», верующего во Христа грядущего, как историческое - веровало во Христа пришедшего, и имеющего задачей утвердить равносвятость Святой Плоти и Святого Духа.
В связи с этим движением стояли религиозно-философские собрания в Петербурге и издание журнала «Новый Путь», - два дела, в которых Гиппиус принимала видное участие». Брюсов В.Я., З.Н. Гиппиус, в Сб.: Гиппиус З.Н., Pro et Contra, СПб, «Русская Христианская гуманитарная академия», 2008 г., с. 507. Д.С. Мережковский в известной «… статье «Грядущий Хам» он утверждает, что «религия современной Европы - не христианство, а мещанство».
Результатом этого является положение, при котором «не только человек человеку, но и народ народу - волк». А это чревато страшными последствиями.
За 8 лет до мировой войны прозвучало осуществившееся пророчество русского мыслителя: «Не сегодня, так завтра они бросятся друг на друга и начнётся небывалая бойня». Как всего этого избежать? Как остановить «грядущего Хама»?
Мережковский убеждён в том, что это возможно сделать только благодаря религиозной революции: «В революции правда человеческая становится Божеской; в религии правда Божеская становится человеческой; обе эти правды должны соединиться в новую, совершенную Богочеловеческую истину».
Мережковский многократно повторяет мысль о необходимости Третьего Завета, который дополнит как Ветхий Завет - религию Бога в мире, так и Новый Завет - религию Бога в человеке. Третий Завет призван стать религией Бога в человечестве, ставшем Богочеловечеством. Третий Завет - Третье Царство Духа».
В последствии Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов
и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», рома «14 декабря», 
исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др. 
 
В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал значение».
Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г.находились в эмиграции. 

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции - поддержку Гитлера ему не могли простить. 

9 декабря 1941 года в Париже Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался. В 1951 году была опубликована биография Мережковского, над которой Зинаида Гиппиус трудилась в конце своей жизни, но так и не успела закончить.
 
 
"МЫ БОЙЦЫ ВЕЛИКОЙ РАТИ!.."
Мережковский Д. С.
 
Мы бойцы великой рати!
Дружно в битву мы пойдем.
Не страшась тупых проклятий,
Трудный путь ко счастью братии
Грудью смелою пробьем!
Юность, светлых упований
Ты исполнена всегда:
Будет много испытаний,
Много тяжкого труда.
Наши силы молодые
Мы должны соединять,
Чтоб надежды дорогие,
Чтобы веру отстоять.
Мы сплотимся нераздельно;
Нам вождем сама любовь.
Смело в битву!.. Не бесцельно
Там прольется наша кровь...
И, высоко поднимая
Знамя истины святой,
Ни пред чем не отступая,
Смело ринемся мы в бой!
Зло столетнее желанным
Торжеством мы сокрушим
И на поле ляжем бранном
С упованием живым,
Что потомки славой гордой
Воскресят наш честный труд
И по нашим трупам твердо
К счастью верному пойдут!."
Август 1881
 

Кораллы

Широко раскинулся ветвями
Чуждый неба, звуков и лучей,
Целый лес кораллов под волнами,
В глубине тропических морей.
Миллионам тружеников вечных —
Колыбель, могила и приют,
Дивный плод усилий бесконечных,
Этот мир полипы создают.
Каждый род, – ступень для жизни новой, —
Будет смертью в камень превращен,
Чтобы лечь незыблемой основой
Поколеньям будущих времен;
И встает из бездны океана,
И растет коралловый узор;
Презирая натиск урагана,
Он стремится к небу на простор,
Он вознесся кружевом пурпурным,
Исполинской чащею ветвей
В полусвете мягком и лазурном
Преломленных, трепетных лучей.
Час придет, – и гордо над волнами,
Раздробив их влажный изумруд,
Новый остров, созданный веками,
С торжеством кораллы вознесут...
О, пускай в глухой и темной доле,
Как полип, ничтожен я и слаб, —
Я могуч святою жаждой воли,
Утомленный труженик и раб!
Там, за далью, вижу я над нами
Новый рай, лучами весь облит,
Новый остров, созданный веками,
Высоко над бездною царит.
 1884г.
 
 
 

 

Источник: http://vikent.ru/author/1535/ ,Столович Л.Н., История русской философии. Очерки, М., 2005 г

Картина дня

наверх