На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

7 и 8 июня 1941 года (75 лет назад)…

 

7 и 8 июня 1941 года (75 лет назад) первый и последний раз встретились Цветаева и Ахматова. Пути двух таких разных поэтов пересеклись в трагическое время.

Ахматовой было 52 года, Цветаевой – 48 лет, она два года как вернулась из 17-летней эмиграции, и оставалось 2 с половиной месяца до её самоубийства.

Об их единственной встрече, продолжавшейся два дня – 7 и 8 июня 1941 года – известно очень мало. Цветаева ничего рассказать об этом не успела. Ахматова тоже особенно не распространялась.

Подробности остались только в воспоминаниях знакомых и квартирных хозяев.

7 июня

В начале июня 1941 года Ахматова приехала в Москву, хлопотать за своего арестованного сына, Льва Гумилева. Остановилась, как всегда, у своего друга Виктора Ардова, на Большой Ордынке, 17, кв. 13, в маленькой комнатке на втором этаже, прозванной "шкафом". Узнав, что Цветаева хочет ее видеть, поэтесса позвонила и сказала два слова: "Говорит Ахматова". "Я вас слушаю", - спокойно ответила Цветаева. Ахматова пригласила ее на Ордынку. Разговор прошел наедине. 

"Наша первая и последняя двухдневная встреча произошла в июне 1941 г. на Большой Ордынке, 17, в квартире Ардовых (день первый) и в Марьиной Роще у Н. И. Харджиева (день второй и последний). Страшно подумать, как бы описала эти встречи сама Марина, если бы она осталась жива, а я бы умерла 31 августа 41 г. Это была бы "благоуханная легенда", как говорили наши деды. Может быть, это было бы причитание по 25-летней любви, которая оказалась напрасной, но во всяком случае это было бы великолепно", – писала в одной из записных книжек Анна Ахматова.

"Великолепного" же было мало. Протоиерей Михаил Ардов (в квартире его отца, писателя Виктора Ардова, и мамы, актрисы Нины Ольшевской, и прошла первая встреча поэтов) рассказывает:

- Они какое-то время там сидели вдвоём и разговаривали. У них в то время было сходное положение: у Ахматовой в лагере был сын, у Марины Ивановны – дочь и муж, которого ещё не успели расстрелять. Как вспоминала моя мама, когда уходила Цветаева, было видно, что Ахматова тронута её горем. У них это горе было обоюдным. Конечно, они были сдержанны, но это была встреча двух женщин, у которых дети в тюрьме сидели. Если бы они встретились в 1910 году, это вполне могло быть проходной холодной встречей. Но теперь они обе понимали, что они подруги по несчастью. В этот момент им было не до литературных разногласий. Встреча не была сухой. Бедствующая Цветаева подарила Ахматовой шаль и брошь, с которыми та потом не расставалась.

Однако содержание беседы  7 июня в квартире на Ордынке навеки осталось тайной.

 8 июня

великие женщины встретились снова, но уже не у Ардова, а в Александровском переулке, д. 43, кв. 4, у друга Ахматовой Николая Харджиева. Хозяин потом вспоминал:

"Цветаева говорила почти беспрерывно. Она часто вставала со стула и умудрилась легко и свободно ходить по моей восьмиметровой комнатенке. Меня удивлял ее голос: смесь гордости и горечи, своеволия и нетерпимости. Слова "падали" стремительно и беспощадно, как нож гильотины. Она говорила о Пастернаке, с которым не встречалась полтора года, о Хлебникове, о западноевропейских фильмах. Говорила о живописи, восхищалась замечательной "Книгой о художниках" Кареля ван Мандера (1604), изданной в русском переводе в 1940 году.

- Эту книгу советую прочесть всем, - почти строго сказала Марина Ивановна.

Анна Андреевна была молчалива. Я подумал: до чего чужды они друг другу, чужды и несовместимы. Когда Цветаева, сопровождаемая Т.Грицем, ушла, Ахматова сказала: - В сравнении с ней я телка. - Что она имела ввиду? Может, свою внешнюю безмятежность, спокойствие, величавость, особенно заметные на фоне экзальтированной и эмоциональной Цветаевой?"

Еще известно, что в один из этих дней Ахматова и Цветаева вместе сходили в театр. "Человек, стоявший против двери (но, как всегда, спиной), медленно пошел за нами, - вспоминала Ахматова в 1963 году. – Я подумала: "За мной или за ней?".

Цветаева так и не узнала, что Ахматова еще 16 марта 1940 года написала стихотворение "Поздний ответ".

Невидимка, двойник, пересмешник. 
Что ты прячешься в черных кустах. 
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах. 
То кричишь из Маринкиной башни: 
"Я сегодня вернулась домой. 
Полюбуйтесь, родимые пашни, 
Что за это случилось со мной. 
Поглотила любимых пучина, 
И разрушен родительский дом". 
Мы с тобою сегодня, Марина, 
По столице полночной идем, 
А за нами таких миллионы, 
И безмолвнее шествия нет, 
А вокруг погребальные звоны, 
Да московские дикие стоны 
Вьюги, наш заметающей след.

Анна Андреевна не прочла ей его при встрече. "А теперь жалею, - говорила она в 1956 году Лидии Чуковской.-  Она столько стихов посвятила мне. Это был бы ответ, хоть и через десятилетия. Но я не решилась из-за страшной строки о любимых". Действительно, строка "поглотила любимых пучина" только обострила бы у Цветаевой боль и страх за ее арестованных близких.

Через две недели после встречи Ахматовой и Цветаевой началась Великая Отечественная война. А через два с небольшим месяца Цветаева покончила с собой. Ахматова пережила ее на 25 лет. В поздние годы она вспоминала о Марине мало и равнодушно и не раскаивалась в своей холодности при встрече. Но в стихотворении 1961 года она вводит Цветаеву в своеобразный квартет великих поэтов, который образуют Мандельштам, Пастернак и она сама:

Все мы немного у жизни в гостях,

Жить — этот только привычка.

Чудится мне на воздушных путях

Двух голосов перекличка.

 

Двух? А еще у восточной стены,

В зарослях крепкой малины,

Темная, свежая ветвь бузины…

Это — письмо от Марины.

Может быть, вам будет интересно. Мы знаем, что по почерку можно многое узнать о человеке. Вот какое заключение сделал эксперт-криминалист, проанализировав подписи и почерк этих великих женщин.

Анна Ахматова 

 

Равновесие и стабильность.

"Почерк ровный, темп написания средний, соединения букв устойчивые. Ровный межстрочный интервал на "нелинованном" листе. Это значит, что обладатель почерка очень уравновешенный человек. Внутренне настолько стабилен, что его практически невозможно вывести из себя. Одинаково ведёт себя в любой обстановке, как бы возносит себя над событиями, отстраняется от них.
Подпись являет собой образец обязательности: есть буквенный элемент, есть росчерк и даже точка, что для подписи совсем не обязательно. Это говорит о том, что этот человек, если с ним подружиться, будет очень верным другом. Он абсолютно не заносчив, готов оказать помощь, совершенно не думая о последствиях. Но сойтись с такими людьми трудно".

Марина Цветаева

 

Неустойчивый характер.

"Обладатель почерка не выдерживает линию строки, окончания предложений как бы обрушиваются вниз. Это говорит о том, что характер у него неровный, неустойчивый. Он свидетельствует о постоянной глубокой депрессии. "Обрушение строки" часто бывает у людей, которые абсолютно не адаптированы к обычной жизни и быстро погибают (попадают в криминальные ситуации, склонны к суициду, способны уморить себя голодом), если не находят спутника жизни или друга, который будет нести на себе всю тяжесть забот о них. Начало строк и подпись выписаны достаточно старательно, но с середины строки интерес к тексту теряется. Это свойственно интровертам, им никто не нужен. Так что обладатель почерка, по сути, одиночка, но при этом страдает от невнимания окружающих и из-за этого имеет склонность к странным формам поведения – эпатажу, вредным привычкам".

По материалам нескольких сайтов. 

 

 

 

 

Картина дня

наверх