В этом году исполнилось 30 лет с момента создания самой популярной компьютерной игры – тетрис.
Её автор – Алексей Пажитнов – с тех пор принял участие в разработке многих компьютерных игр. Однако ни одна из них не стала такой распространённой, как головоломка, придуманная в Академии наук СССР
во время работы над системами управления советских военных самолётов.

30 лет назад в одном из кабинетов Вычислительного центра Академии наук СССР 28-летний выпускник МАИ
Алексей Пажитнов создал игру тетрис.
Тогда Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, и в 1984 году
он разработал свою первую игру.
Это было самое начало перестройки, и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи
требовала создания и решения огромного числа головоломок.
Они были и остаются излюбленным занятием Алексея Пажитнова.
Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzle. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти
квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные
пятиквадратники меняли бы своё положение.
Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить:
квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.
Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису.
Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC.
История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского Союза является тёмной
и запутанной..
По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права
на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые
иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов.
Тогда советское начальство, наконец, поняло, что тетрис может приносить деньги, и свело Роберта Стейна с
внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и
продавала права на патент самостоятельно.
Детище Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на его счёт.
Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, отвечает, что он не перегружен.
Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в
«интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходитьна работу к 10:00
и уходить глубоко за полночь. И это при условии, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на
четыре-пять человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.
«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами.
Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, чтомне некуда было сесть!», –
смеётся Алексей Пажитнов. Он добавляет:
«Мы просто работали, каждый день, помногу, и, по сути, даже не знали, для чего мы всё это делаем.
Поэтому суть нашей работы обрастала легендами..»
Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri –
аудио-помощника,известного пользователям iPhone.
Якобы в СССР велась разработка спецустройств, которые позволяли бы пилотам военных истребителей отказаться
от ручного управления и перейти на команды голосом.
В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box,
получивший несколько престижных наград.
В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360.
Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.
Свежие комментарии