На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 716 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

Размышления на тему Элизы..

Навеяно вот этим  

http://vgark.mirtesen.ru/blog/43840163793/Nezhnost...

 
 
Это произведение знакомо многим..
В музыкальных школах его преподавание вырабатывает определенную технику и поэтому так любимо педегогами, ну а простому слушателю очень близка и понятна такая, казалось бы, незамысловатая мелодия.
.
Но вот всегда возникает вопрос: "Кто такая,эта Элиза, которой Бетховен посвятил эту композицию?..и что она значила в его жизни?.."
Мне всегда было интресно это узнать..Версий, оказалось, много..Итак.

Впервые произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет (!) после смерти композитора, Людвигом Нолем
(Ludwig Nohl, Neue Briefe Beethovens, Stuttgart 1867), биографом и исследователем творчества Бетховена,
который обнаружил рукопись лишь  в 1865 году. 
Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена -  Терезы фон Дроссдик, которая  являлась его ученицей и  в которую композитор был влюблен..
Предложение, сделанное им Терезе в 1810 году - было отвергнуто, но дружба и теплые отношения остались.
Именно на этом основании некоторые биографы утверждают, что найденная рукопись ни что иное, как посвящение ее Терезе,  надпись "Für Elise" якобы просто была не правильно переведена (у маэстро был отвратительный почерк) и стерлась из-за долгого хранения..
 
Так была ли Элиза?
 
Намного позже, уже в наше время, была опубликована версия Клауса Мартина Копитца
((Klaus Martin Kopitz, Beethoven, Elisabeth Röckel und das Albumblatt „Für Elise“, Köln 2010) в которой он предположил,
что что пьеса была посвящена немецкой певице Элизабет Рёкель (Elisabeth Röckel, 1793–1883), младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля, впоследствии ставшей женой   композитора Гуммеля .
"Элиза" - как ее называли в Вене - была близким другом Бетховена с 1808 года.
Она приехала в вену 12-летней девочкой в 1805 г.
С Людвигом она познакомится через год, через своего брата Йозефа.
Именно с ним долгое время работал маэстро и доверил ему одну из партий в новой опере..
Композитор был свидетелем взросления этой очаровательной, по воспоминаниям современников,девушки.
 

Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel)

 
 
 
 
 
"Об этом Элиза любезным образом оставила нам свидетельство "из первых рук", - рассказывает Клаус Копиц. - Вспоминая о вечере, проведенном вместе с Бетховеном у знаменитого гитариста Мауро Джулиани, она рассказывала следующее: 
 
"С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки".
Элизе было тогда семнадцать, Бетховену – 39 лет...
 
Вскоре Элиза уедет , а маэстро посвятит ей эту композицию..
По утверждению исследователя - совпадает и дата написания  - 27 апреля 1810 года, и повод посвящения "Элизе на память".
Девушка была дружна с Бетховеном до конца его дней, она посетила композитора в предсмертные часы и срезала с его головы на память локон...

Но как партитура все же оказалась у Терезы? 
На этот счет у музыковеда Клауса Копица имеются две версии. Одна банальная: Тереза и Элиза были хорошо знакомы и могли просто обменяться нотами. Вторая версия – более изысканная:

"Предположим, Тереза приходит в гости к Бетховену и обнаруживает у него на пюпитре партитуру с посвящением "Элизе", - фантазирует Клаус Копиц.
- Причем не просто "фройляйн Рёккель", а именно "Элизе". Тереза спрашивает его: "Что это еще за Элиза? Ты же только что просил моей руки?" И Бетховен дарит ей партитуру. Согласитесь: неловко посвящать музыку Элизе, если хочешь жениться на Терезе!"...
 
Вот так ,друзья мои..Споры спорами, а мы пока наслаждаемся бессмертной классикой
 

 

и в интерпретации

 

наверх