Григорий Поженян. Опыт автобиографии.
"Я родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Отец – директор института научно-исследовательских сооружений, мать – врач харьковской клиники профессора Синельникова... Окончил 6-ю среднюю школу... Ушёл служить срочную службу на Черноморский флот... Воевать начал в первый день войны в 1-ом особом диверсионном отряде.
Первый взорванный мост – Варваровка, в городе Николаеве. Последний – в Белграде. Был дважды ранен и один раз контужен... Начал войну краснофлотцем, закончил капитан-лейтенантом... Награждён:
двумя орденами "Отечественной войны" I степени, двумя орденами "Красной звезды", орденом "Боевого Красного знамени", орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом "Знак почёта". Множество медалей: "За Одессу", "За Севастополь", "За Кавказ", "За Белград", "За Заполярье", "За боевые заслуги"... Дважды представлялся к "Герою Советского Союза"...
Издано 30 книг, 50 песен...
4 февраля 2002 года"
"Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флотах я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза!.. Сделал это ещё до своего отъезда на Амурскую флотилию. А потом, в дни подготовки Эльтигенского десанта, он молча показал матросам как опустить за борт "малого охотника" вздремнувшего политработника! Поболтался бедняга за кормой, наглотался воды. И под всеобщий смех его вытащили.
На такую "шутку" последовала жалоба в Военный совет. Стали затевать трибунал. Но опомнились и ограничились тем, что отозвали представление к Герою...".
Адмирал Ф. С. Октябрьский.
О Поженяне всегда ходили легенды, собственно, вся его жизнь была соткана из легенд.
Поэт, боксер, авантюрист, редкостный смельчак, уникальный рассказчик, центр любой компании - но прежде всего, конечно же, герой войны. Именно он командовал тем отчаянным взводом диверсионных разведчиков, который в тылу у фашистов захватил одесскую водокачку и до последнего держал круговую оборону, чтобы спасти город, умиравший от жажды.
Писать стихи и печататься начал ещё на войне.
В 1949 году Поженяну предложили осудить на собрании "космополита" - поэта Павла Антокольского. Поженян отказался, за что его и вышибли из Литинститута, несмотря на все фронтовые награды. Впрочем, он не однажды оказывался за дверями этого достойного заведения (Литинститут он закончил с третьей попытки).
Старшекурсники рассказывали, как однажды Поженян в очередной раз пошел к директору Литинститута бороться за правду. Баталия кончилось тем, что директор бросил в сердцах: "Чтобы ноги вашей больше не было в моем кабинете"! "Не будет!", - пообещал Поженян и на руках вышел в коридор...
"Григорий Михайлович плохо вписывался в рыночные отношения, хотя и делал наивные попытки соответствовать реалиям времени. …он во всеуслышание заявил, что прекращает "просто так" отдавать свои стихи в журналы и газеты, а намерен жить на гонорар. Об этом услышал его старый приятель, знаменитый редактор Егор Яковлев. Спросил: "А сколько тебе следует заплатить за стихи, которые мы хотим напечатать?". Поженян ответил сразу же и точно: "11 тысяч рублей". Яковлев удивился: "А почему, собственно, не 10 и не 12?". "А потому, – ответил Григорий Михалыч, – что именно столько стоит труба, которую я присмотрел в музыкальном магазине". Так и порешили.
Выяснилось следующее. Приближался день рождения Петра Тодоровского, с которым Поженяна связывала многолетняя дружба со времён съёмок фильма "Жажда". И далее – рассказ Поженяна.
"Понимаешь, – говорит он мне, – Петя – человек необыкновенных музыкальных способностей. Замечательно играет на гитаре, фортепиано, аккордеоне, поёт. И я подумал: а ведь он и на трубе научится буквально за день. И подарил ему этот инструмент. И что ты думаешь? Отгуляли его день рождения, а на следующее утро раздаётся телефонный звонок. Поднимаю трубку: "Знаешь, говорит Петя, ты был прав. Ничего сложного нет. Послушай". И он сыграл мне тему из "Дороги" Феллини..." (из воспоминаний Л.Жуховицкого).
* * *
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных - обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий - как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
1963
Музыка- М. Таривердиева, слова - Г.Поженяна
Одна из книг Григория Михайловича Поженяна называется
"Защищая свою крутизну".
Да, Поженян - крутой!!!
* * *
Защищая свою крутизну,
не печальтесь, что губы разбиты.
Ни погонщику и ни слону,
как слоны, не прощайте обиды.
Шрам притерпится, боль отболит.
Как бы ни были поводы жестки,
никому не прощайте обид.
Защищайте свои перекрестки.
Есть особый изгиб у спины,
принимающий вызов обрыва.
И особая власть у разрыва.
Не прощайте обид, как слоны.
Без любви: ни щепы, ни следа.
Ни чужим, ни своим и ни званым.
Ни тоски, ни слонят, ни саванны.
Как слоны: никому, никогда.
1977
Умер в день своего 83-летия в Москве 20 сентября 2005 года.
Свежие комментарии