На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВГородской ковчег

1 716 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Березина
    Им 30 лет промывали мозги и сейчас моют. убедили, что нищие , русские уже ежиков доедают, что победа  близка, репарац..."Галицкие ублюдки...
  • Ирина Хотьковская
    Сто лет не заходила сюда...как хорошо. что он есть, наш Ковчег...Ну, как вы тут?

20 сентября 1922— 20 сентября 2005

Григорий Поженян. Опыт автобиографии.

"Я родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Отец – директор института научно-исследовательских сооружений, мать – врач харьковской клиники профессора Синельникова... Окончил 6-ю среднюю школу... Ушёл служить срочную службу на Черноморский флот... Воевать начал в первый день войны в 1-ом особом диверсионном отряде.

Первый взорванный мост – Варваровка, в городе Николаеве. Последний – в Белграде. Был дважды ранен и один раз контужен... Начал войну краснофлотцем, закончил капитан-лейтенантом... Награждён:
двумя орденами "Отечественной войны" I степени, двумя орденами "Красной звезды", орденом "Боевого Красного знамени", орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом "Знак почёта". Множество медалей: "За Одессу", "За Севастополь", "За Кавказ", "За Белград", "За Заполярье", "За боевые заслуги"... Дважды представлялся к "Герою Советского Союза"...
Издано 30 книг, 50 песен... 
4 февраля 2002 года"

                 "Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флотах я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза!.. Сделал это ещё до своего отъезда на Амурскую флотилию. А потом, в дни подготовки Эльтигенского десанта, он молча показал матросам как опустить за борт "малого охотника" вздремнувшего политработника! Поболтался бедняга за кормой, наглотался воды. И под всеобщий смех его вытащили.

 На такую "шутку" последовала жалоба в Военный совет. Стали затевать трибунал. Но опомнились и ограничились тем, что отозвали представление к Герою...".

Адмирал Ф.

 С. Октябрьский.

               О Поженяне всегда ходили легенды, собственно, вся его жизнь была соткана из легенд.

                Поэт, боксер, авантюрист, редкостный смельчак, уникальный рассказчик, центр любой компании - но прежде всего, конечно же, герой войны. Именно он командовал тем отчаянным взводом диверсионных разведчиков, который в тылу у фашистов захватил одесскую водокачку и до последнего держал круговую оборону, чтобы спасти город, умиравший от жажды.

               Писать стихи и печататься начал ещё на войне.

               В 1949 году Поженяну предложили осудить на собрании "космополита" - поэта Павла Антокольского. Поженян отказался, за что его и вышибли из Литинститута, несмотря на все фронтовые награды. Впрочем, он не однажды оказывался за дверями этого достойного заведения (Литинститут он закончил с третьей попытки).

               Старшекурсники рассказывали, как однажды Поженян в очередной раз пошел к директору Литинститута бороться за правду. Баталия кончилось тем, что директор бросил в сердцах: "Чтобы ноги вашей больше не было в моем кабинете"! "Не будет!", - пообещал Поженян и на руках вышел в коридор...

               "Григорий Михайлович плохо вписывался в рыночные отношения, хотя и делал наивные попытки соответствовать реалиям времени. …он во всеуслышание заявил, что прекращает "просто так" отдавать свои стихи в журналы и газеты, а намерен жить на гонорар. Об этом услышал его старый приятель, знаменитый редактор Егор Яковлев. Спросил: "А сколько тебе следует заплатить за стихи, которые мы хотим напечатать?". Поженян ответил сразу же и точно: "11 тысяч рублей". Яковлев удивился: "А почему, собственно, не 10 и не 12?". "А потому, – ответил Григорий Михалыч, – что именно столько стоит труба, которую я присмотрел в музыкальном магазине". Так и порешили.

                Выяснилось следующее. Приближался день рождения Петра Тодоровского, с которым Поженяна связывала многолетняя дружба со времён съёмок фильма "Жажда". И далее – рассказ Поженяна.

                "Понимаешь, – говорит он мне, – Петя – человек необыкновенных музыкальных способностей. Замечательно играет на гитаре, фортепиано, аккордеоне, поёт. И я подумал: а ведь он и на трубе научится буквально за день. И подарил ему этот инструмент. И что ты думаешь? Отгуляли его день рождения, а на следующее утро раздаётся телефонный звонок. Поднимаю трубку: "Знаешь, говорит Петя, ты был прав. Ничего сложного нет. Послушай". И он сыграл мне тему из "Дороги" Феллини..." (из воспоминаний Л.Жуховицкого).

 

* * *
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных - обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий - как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

1963

Музыка- М. Таривердиева, слова - Г.Поженяна

Одна из книг Григория Михайловича Поженяна называется

"Защищая свою крутизну".

Да, Поженян - крутой!!!

* * *
Защищая свою крутизну,
не печальтесь, что губы разбиты.
Ни погонщику и ни слону,
как слоны, не прощайте обиды.
Шрам притерпится, боль отболит.
Как бы ни были поводы жестки,
никому не прощайте обид.
Защищайте свои перекрестки.
Есть особый изгиб у спины,
принимающий вызов обрыва.
И особая власть у разрыва.
Не прощайте обид, как слоны.
Без любви: ни щепы, ни следа.
Ни чужим, ни своим и ни званым.
Ни тоски, ни слонят, ни саванны.
Как слоны: никому, никогда.

1977

Умер в день своего 83-летия в Москве 20 сентября 2005 года.



наверх